Рассмотрение предлагаемых поправок в Закон о Патентных поверенных
После прочтения предлагаемых изменений в Закон о патентных поверенных от Палаты патентных поверенных я пришёл к однозначному выводу: это слабая попытка улучшить ситуацию в области защиты интеллектуальной собственности исключительно нормативным путём.
Как известно, изменение нормативного регулирования не способно значительно поменять реальную ситуацию без изменений в правовой культуре, правовом создании и вообще технической возможности. Отмечу, что я сам являюсь зарегистрированным и практикующим патентным поверенным и знаю ситауцию «изнутри»: http://ak-agency.com/.
К сожалению, предлагаемые изменения, во-первых, нереализуемые, а во-вторых, непонятно, каким образом они приведут к достижению поставленных целей.
Так, например, не ясно, каким образом предлагаемые изменения повлияют на количество и качество услуг, если предполагается, видимо, увеличить количество аттестуемых поверенных, тогда как качественное профессиональное образование в области патентоведения в России практически отсутствует, а в регионах его нет абсолютно.
Также непонятно, на что может приблизить к достижению поставленных целей обязательное членство поверенных в некой единой организации: единое сообщество и сейчас есть – зарегистрированные патентные поверенные. Зачем создавать ещё одно – не ясно.
Введение положений об асессорах однозначно негативно повлияет на качество оказываемых услуг. На своём опыте могу подтвердить, что квалификация патентного поверенного падает, когда он работает только на предприятии и не работает с неограниченным количеством клиентов. Дело в том, что на каждом предприятии перед патентным поверенным ставится узкий спектр задач и ограниченные требования к качеству, зависящие исключительно от ключевых показателей эффективности предприятия.
А когда поверенный работает с различными клиентами, перед ним встают различные задачи, требующие поиска разнообразных путей их решения. Также выделение асессоров очевидно приведёт к увеличению стоимости услуг поверенных. Должен, однако сказать, что в этом случае такое влияние я считаю положительным.
Нормы о стандартах качестве оказываемых услуг обречены на их несоблюдение, так как в основной массе (особенно в регионах) квалификация большой части специалистов низкая. И, дабы не снижать количество аттестованных патентных поверенных, контролирующие органы будут неизбежно закрывать на это глаза. К тому же не ясно, какие критерии и показатели качества оказания услуг возможны в работе патентного поверенного.
По всей видимости, попытка раскрыть критерии качества оказания услуг поверенных свелась к следующему: «своевременная подача заявки, соблюдение сроков ответа, уплаты пошлин». Это всё равно, что установить, что учителя в школах должны приходить на урок вовремя – само собой разумеется, но никак не говорит о качестве работы патентного поверенного.
Задача, связанная со снижением стоимости профессиональной помощи при обеспечении требуемого качества за счёт увеличения числа практикующих поверенных и повышения конкуренции, простите, абсурдна. С таким же успехом можно увеличить количество дипломированных врачей, ведь это тоже приведёт к конкуренции, а она (как говорят великие экономисты) приведёт к снижению стоимости и увеличению качества медицинских услуг. Я в таком случае начну ещё активнее заниматься спортом, чтобы ни в коем случае не угодить на приём к одному из многочисленных дипломированных врачей.
Стоимость услуг патентных поверенных уже сейчас очень низка: http://ak-agency.com/stoimost-uslug-patentnogo-byuro-i-sroki/. Для оказания услуг высокого качества патентному поверенному требуется постоянное обучение. Это огромное количество времени. Лично мне для того, чтобы добиться нынешней квалификации понадобилось получить три высших образования очно, несколько повышений квалификации, провести многие месяцы в библиотеках, и этот марафон продолжается до сих пор. Это не вяжется со снижением стоимости услуг. Законы конкуренции и эластичности спроса и предложения здесь не работают, так как услуги патентного поверенного ограничены в количестве и по определению неоднородны.
Я работаю с различными клиентами в различных регионах и могу с уверенностью сказать: нет никакой необходимости в снижении стоимости услуг по защите интеллектуальной собственности. Те, кто зарабатывает на своих разработках, готовы платить адекватные деньги за качественную услугу. Необходимо налаживать связь бизнеса и изобретателей, только тогда этим изобретениям будет определена их реальная стоимость, и только тогда за услуги патентного поверенного будут платить ровно столько, сколько эта работа значит для общества и экономики.
Стоит заметить, что в США и Европе при высокой инновационной активности очень высокие тарифы на услуги поверенных. И это сопровождается ответственностью, жёсткими требованиями к аттестации поверенных и развитой системой обучения таких специалистов: как до аттестации, так и на регулярной основе. Заметьте, всё просто, никаких противоречий и чёткая причинно-следственная связь:
качественное образование > высокая квалификация > высокие гонорары > высокое качество оказываемых услуг > высокая изобретательская активность > экономическая развитость.
Выделение кабинетов патентных поверенных и фирм патентных поверенных по аналогии с адвокатскими кабинетами увеличит стоимость услуг патентных поверенных более, чем в полтора раза. Деятельность поверенных сейчас отлично вписывается в форму осуществления хозяйственной деятельности Индивидуальный предприниматель на упрощённой системе налогооблажения. Этот формат деятельности очень прост и не слишком затратен.
Предположу, что в результате такого изменения услуги патентного поверенного вскоре будут приравнены к юридическим причислены к услугам, не облагающимся по УСН. Это увеличит налоговую нагрузку на патентных поверенных примерно в семь – десять раз, добавит к статьям расходов поверенного гонорар бухгалтера и увеличит стоимость его услуг примерно в два раза без увеличения качества. Таким образом, это положение противоречит поставленным целям.
А если говорить о предложениях, то у меня есть всего три.
1) обязать патентных поверенных не реже, чем раз в три года проходить повышение квалификации. При этом, конечно, надо обеспечить возможность такого обучения. Такие курсы в США и Европе очень доступны и по предложению, и по цене.
2) Значительно увеличить размер оплаты труда экспертов Роспатента. Пусть даже за счёт
Это приведёт к снижению текучки кадров в Ведомстве, повышению квалификации экспертов, повышению качества проведения экспертизы.
Стандарты качестве работы патентного поверенного задаются законодательством и практикой регистрирующих и судебных органов. Введения дополнительных стандартов ни к чему не приведёт. Качественное проведение экспертизы само собой повысит требования к качеству оказания услуг поверенных и поможет избежать критических ошибок на стадии экспертизы заявок.
3) Ввести в обязательную программу обучения инженеров курс патентного права. Интеллектуальная собственность – это основной результат работы инженера, и критически необходимо донести до будущего специалиста, как он может защищать свои права. Это также будет катализатором спроса на патентные услуги.
Отмечу также, что ни в одной стране мира ещё не сложилось практики обучения патентных поверенных в образовательных учреждениях. В университетах обучают скорее экспертов патентного ведомства. Квалифицированные специалисты этого профиля обучаются исключительно на базе качественного высшего образования за частные деньги в частных компаниях патентных поверенных. Учатся они, перенимая квалификацию поверенных, на которых они работают.
Отсюда следует, что залогом высокого качества услуг является качественная работа Патентного ведомства, судов и высокие гонорары поверенных. Иначе у поверенных просто не будет ресурсов и времени на найм и обучение новых сотрудников, которые через несколько лет станут квалифицированными патентными поверенными.